Разделы


Характеристика предприятия ОАО "Витязь"

Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Витязь» создано приказом МРП СССР от 3.03.1976 года №76.

Расположено в Юго-Восточном промышленном узле города Витебска, адрес: 210605 ул., П. Бровки, 13а. Общая площадь 250921 кв. м, в том числе производственная площадь 112046 кв. м.

ОАО «Витязь» является крупным градообразующим, многопрофильным предприятием с численностью работающих в основном производстве, товаропроводящей сети и сервисном обслуживании более 4000 человек. Предприятие работает по организационной структуре, отличной от других предприятий с созданием восьми структурных хозрасчетных подразделений, не являющихся юридическими лицами (с целью усиления управляемости), но с открытием текущих счетов в банках, делегированием полномочий по уплате налогов и отчетностью перед предприятием за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время предприятие специализируется по разработке и изготовлению:

цветных телевизоров 7 поколения с диагональю кинескопа от 37 до 72 см;

цветных телевизорах на жидкокристаллических панелях;

систем спутникового телевидения;

медицинской техники в виде производства различных приборов;

бытовой аппаратуры и другой техники;

мебели корпусной и из цельной древесины;

спецтехнологического оборудования и оснастки;

строительной продукции, строительстве жилья;

пожарной техники.

Способно удовлетворить, при заключении договоров, потребность Министерств и ведомств республики в противопожарной технике.

Вырабатывает теплоэнергию, 89%, которой идет на отопление жилого фонда города. Завод обеспечивает теплом и горячей водой 1/3 часть городского населения, вырабатывает электроэнергию для собственных нужд и для реализации на сторону.

В тепличном хозяйстве предприятия выращивают овощи. Хозяйство является рентабельным.

Рост объемов производства за 2008 год составил 108,8%, по производству товаров народного потребления 108,5%, уровень рентабельности реализованной продукции 0,6%, уровень материалоемкости (-) 21,9%, удельный вес новой продукции 43%. Темп роста экспорта в 2008 году составил 103,8%.

Результаты деятельности предприятия, реализация плана диверсификации производства с учетом конъюнктуры мирового рынка бытовой техники показали улучшение качественных показателей и главное - все это позволило работать предприятию без предоставления государственных субсидий.

За два года проведено техническое переоснащение предприятия, в него вложено свыше 5 млн. долларов США

Процесс изготовления продукции в ОАО «Витязь» включает все стадии производственного цикла, от разработки конструкторско-технологической документации до выпуска готовых изделий. Структурными подразделениями и цехами на основании собственных разработок изготавливается продукция от оснастки, корпусов, печатных плат, жгутов, моточных изделий, селекторов каналов, пультов дистанционного управления до выпуска готовых телевизоров.

Закон рынка - это непрерывное обновление дизайнов моделей телевизоров и улучшение, расширение потребительских характеристик выпускаемой продукции.

Разработка продукции выполняется силами конструкторского подразделения, начиная от дизайна. Технологическая оснастка (пресс-формы, штампы) проектируются и изготавливаются на «Витязе». Это дает возможность максимально снизить себестоимость, применяя материалы по минимальным ценам.

Несмотря на сложности рынка, основной стратегией предприятия по-прежнему остается производство различных видов телевизоров по полному технологическому циклу.

При производстве телевизоров применяются все производимые в РБ материалы и комплектующие: электронные компоненты (микросхемы, транзисторы, диоды), провода, упаковка, бумага, химические элементы (кислоты, растворители и др.)

Одним из способов закрепления своих позиций на рынке является умелое сочетание производства основной продукции - телевизоров с производством другой радиоэлектронной бытовой и прочей техникой.

Следуя мировым тенденциям развития телевизионной отрасли, считаем необходимым: развивать и наращивать объемы производства цифровых телевизоров.

В течение последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция роста производства и продаж мониторов и телевизоров, построенных на жидкокристаллических (ЖК) панелях. Одновременно многие ведущие фирмы (такие как SHARP, TOSHIBA, PHILIPS) сокращают производство кинескопов, предполагая постепенное вытеснение их ЖК панелями. Это обусловлено целым рядом преимуществ ЖК телевизоров. В первую очередь это малые габариты и масса, низкая потребляемая мощность, повышенная яркость и контрастность, высокая разрешающая способность. ЖК панели не чувствительны к внешним магнитным полям (не требуют системы размагничивания), у них полностью отсутствует рентгеновское излучение, меньше критическая частота мерцания (меньше утомляют зрение). По мере совершенствования технологии изготовления преодолеваются органически присущие ЖК панелям недостатки (малый угол обзора, большое время отклика, узкий диапазон рабочих температур). В современных ЖК панелях эти параметры сравнимы с соответствующими характеристиками кинескопов.

Руководство предприятия взяло стратегию на сокращение издержек и увеличение прибыли.

Целью проекта ОАО «Витязь» на 2010 год являлись:

темп роста продукции промышленности 102%

темп роста ТНП 102%

темп роста экспорта 102%

темп роста валютных поступлений 102%

рентабельность реализованной продукции 1,5%

снижение уровня материалоемкости -1%

показатель по энергосбережению -8%

инвестиции в основной капитал, млн. руб. 6500

соотношение темпов роста выручки от реализации продукции и темпов роста объемов производства 103%

В сложившейся рыночной ситуации такое предприятие как ОАО «Витязь» - лидер телевизионного производства Беларуси, которое имеет доказанную практикой стратегию и известную репутацию, обязано:

продолжить наступательную политику в развитии сложной электронно-бытовой техники;

сохранить и закрепить имеющиеся позиции;

активно противодействовать конкурентам на всех направлениях рынка.

В работе приведен анализ финансовых результатов предприятия за 2009-2010 гг. Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Витязь» приведены в таблице 1. Проанализируем количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия за 2 года.

Таблица 1 - Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Витязь» за 2009-2010 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Темп роста, %

1

2

3

5

Товарная продукция: - в действующих ценах, млн. руб. - в сопоставимых ценах, млн. руб.

152486 152737

181008 172736

118,7 113,1

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

184685

216365

117,2

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.

168150

210032

124,8

Затраты на рубль реализованной продукции, руб.

98,64

99,6

101

Среднемесячная зарплата одного работника, тыс. руб.

592845

724785

122,3

Производительность труда на одного работника, тыс. руб.

44904

55615

121,7

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.

-5273

-20245

-384

Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб.

-532930

-3027705

-568,1

Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

281776732

307767989

109,2

Рентабельность реализованной продукции, %

-2,7

-7,8

- 288,8

Проанализировав технико-экономические показатели можно сделать выводы, что: за отчетный год темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах 2010 года составил 113,1% при задании 115%. Темп роста объемов производства товаров народного потребления за 2010 год составил 108,7% при задании 115%.

Задание по темпам роста объемов производства и темпу роста товаров народного потребления не выполнено.

Причиной невыполнения задания является острая нехватка оборотных средств, а также отсутствие возможности заместить недостающие оборотные средства за счет кредитов банков из-за отсутствия залогов.

Выручка от реализации товаров 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 31680 млн. руб. Темп роста выручки от реализации составляет 117,2%.

Себестоимость реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 24,8%. То есть, темп роста себестоимости за анализируемый период увеличивался.

Затраты на рубль реализованной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 0,96 млн. руб. или на 101%.

Среднемесячная зарплата одного работника на 2009 г. составляла 592845 млн. руб., а к 2010 она увеличилась до 724785 млн. руб. Темп роста в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 122,3%.

За 2010 год получен убыток от реализации продукции и услуг в сумме минус 18336 млн. руб. и рентабельность реализованной продукции составила минус 7,8%.

Снижение рентабельности в 2010 году произошло по следующим причинам:

роста цен на энергоносители. В текущем году выросли тарифы на электроэнергию - на 22%, теплоэнергию - на 15%, топливо 26,3%;

-

в связи с ростом цен на энергоносители произошел рост материальных затрат на сырье, ПКИ и транспортно-заготовительные расходы.

огромные процентные ставки на обслуживание кредитов.

увеличение заработной платы работающих с целью выполнения.

доведенного задания и др.