Разделы


Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы

Актуальность темы исследования.

Представление об общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах сформировалось достаточно давно. Современные социальные теории рассматривают коммуникацию как важнейшее условие формирования и существования организаций, как основу развития социальных систем. Коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания формируют организационную структуру, обеспечивают возможность кооперации и управления. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей ее деятельности и уровня удовлетворенности работников трудом. В конце XX в. - начале XXI в. осознается ключевая роль коммуникаций в управлении организацией. Именно рационально организованная коммуникация обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможным объединение людей для совместных действий. Одним из важнейших аспектов организационной коммуникации выступает формирование и развитие коммуникативной культуры организации. Насущно необходима в настоящее время дальнейшая углубленная разработка структуры, а также основных критериев коммуникативной культуры организации, а также отдельных ее членов.

Изучение культуры коммуникации и коммуникационных отношений важно на всех уровнях развития современного российского общества - на личностном, организационном, национальном и международном. Именно нерешенность проблем взаимопонимания, согласованности в информационных и коммуникационных взаимоотношениях приводит, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Напротив, высокая коммуникативная культура способствует достижению эффективного взаимодействия людей в организации и обществе в целом. Повышение коммуникативной культуры является фактором адаптации, устойчивости, самоорганизации социальной системы, ее прогрессивного развития. Только коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания создают организационную структуру и возможность кооперации и управления. Коммуникация обеспечивает реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля. «Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании».

Менеджер тратит значительную часть своего времени на общение, сбор, обработку и передачу информации. По некоторым данным, руководитель высшего звена до 70% рабочего времени тратит на выполнение информационных ролей и коммуникационных функций. Социальная практика свидетельствует о том, что именно высокая коммуникативная культура позволяет достичь эффективности совместной деятельности. Вместе с тем, трудности взаимопонимания, несогласованности информационных и коммуникационных контактов приводят, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Повышение коммуникативной культуры организации - фактор ее выживания, адаптации, успешного развития. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с необходимостью обеспечения эффективности деятельности организации, разрешением не только экономических, связанных с разделением труда, но и социальных задач, направленных на раскрытие особенностей, потенциала сотрудников. С другой стороны, повышение коммуникативной культуры - фактор адаптации, выживаемости и успешного развития организации.

Актуальность исследования, таким образом, связана с объективной необходимостью повышения эффективности деятельности современной организации посредством совершенствования информационных и коммуникационных процессов, разрешению не только экономических, связанных с разделением труда, но и социальных проблем, направленных на полное раскрытие способностей, интеллектуального и культурно-духовного потенциала всех ее сотрудников.

Цель исследования

- теоретическая характеристика коммуникативной культуры, выявление условий и путей ее повышения на примере конкретной туристской фирмы.

Объект исследования

- туристская фирма ООО «Солвекс».

Предмет исследования

- коммуникативная культура менеджера туристской фирмы.

Для достижения указанной цели ставились следующие исследовательские задачи:

- раскрыть понятие и сущность коммуникативной культуры;

рассмотреть факторы коммуникативной культуры организации;

проанализировать особенности работы менеджера в туристской фирме;

дать характеристику турфирме ООО «Солвекс»;

провести анализ персонала турфирмы ООО «Солвекс»;

провести анкетирование и тестирование персонала ООО «Солвекс» с целью выявления уровня коммуникативной культуры персонала организации;

разработать мероприятия по повышению коммуникативной культуры в ООО «Солвекс» и улучшению психологического климата в организации.

Гипотеза исследования

- повышение коммуникативной культуры персонала способно повысить конкурентоспособность туристской фирмы на рынке, повысить качество обслуживания клиентов и уменьшить конфликтные ситуации в организации.

Методы исследования.

В работе использовались следующие методы исследования: описательный, аналитический, сравнительный, анкетирования.

База исследования:

персонал туристской фирмы ООО «Солвекс».

Практическая значимость исследования

состоит в том, что все разработанные мероприятия по повышению коммуникативной культуры и уменьшению конфликтных ситуаций являются обоснованными и их можно успешно воплотить в работу турфирмы ООО «Солвекс».

Теоретические основы коммуникативной культуры менеджера в туризме