За последние годы существенно изменилась общественная среда
, в которой функционируют организации. Переход России на рыночные основы хозяйствования не мог не отразиться на формах и методахуправления организациями. Именно с проведением экономических реформ и развитием рыночных отношений связано появление в теории и практике понятия «менеджмент».
Термин «менеджмент
» используется наряду с термином «управление
», в дополнение к нему. Это особый тип управления, сочетающий общие черты
всякого управления и специфические черты
, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития.
Менеджмент характеризуется тем, что этот тип управления осуществляется в рыночных условиях
, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска.
Внешняя среда и условия реализации менеджмента обуславливают то обстоятельство, что такой тип управления может осуществляться преимущественно:
· с использованием экономических средств
воздействия
;
· с использованием мотивационных механизмов
управления.
Кроме того, для менеджмента необходимо использование современных информационных технологий
. Современные информационные технологии позволяют быстро передавать и обрабатывать информацию, просчитывать варианты управленческих решений, что совершенно необходимо для быстрого реагирования на изменения во внешней и внутренней среде организаций.
Необходимость функционирования организации в сложной и подвижной внешней среде требует оперативного анализа складывающейся ситуации, выявления проблем, определения путей их разрешения, выработки соответствующего ситуации поведения и стратегии развития. Для решения этих задач требуются гибкие формы управления
, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Итак, мы отметили особенности, которые являются характерными для менеджмента. Они свидетельствуют о том, что менеджмент является сложным типом управления, требующим специальных знаний и навыков, умения творчески подходить к решению проблем. Для реализации управленческой деятельности такого рода необходим профессионализм.
Таким образом, можно сказать, что менеджмент – это тип управления, отвечающий современным требованиям рыночной экономики
.
Менеджмент как вид деятельности человека не существует абстрактно, «в безвоздушном пространстве». Он реализуется в определенной среде
, использует накопленные в обществе знания
, опирается на систему ценностей, традиций, принятых в обществе, на его культуру.
Инфраструктура менеджмента
характеризует условия, в которых возможно и необходимо возникновение и формирование этого типа управления.
Все факторы инфраструктуры менеджмента можно разделить на три группы:
· менталитет
, господствующий в обществе;
· уровень научного сознания
(понимание проблем развития);
· общественная среда,
в которой осуществляется управление.
Менталитет
характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология. От того, каков менталитет общества во многом зависит какие методы и способы