Разделы


Кадровая политика региона

Одной из главных причин сложившегося дисбаланса на рынке труда области является отказ от системы профессиональной ориентации школьников. Основная мотивация при выборе профессий для большинства школьников – это престижность, а вопросам востребованности на рынке труда избранной ими профессий не уделяется должного внимания.

При этом представление о рабочих профессиях ассоциируется только с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. Молодежь зачастую не информирована, что современное промышленное производство испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных рабочих, труд которых достаточно хорошо оплачивается. Поэтому особую актуальность при сегодняшней ситуации имеет профессиональная ориентация молодежи. Чем раньше молодой человек сумеет выбрать верный профессиональный путь, тем безопаснее пройдет его адаптация на рынке труда. При этом ориентирование молодежи в реалиях рынка труда необходимо осуществлять уже со школьной скамьи.

Несмотря на то, что в некоторых звеньях профессиональной школы под давлением требований рынка труда разрабатываются новые образовательные стандарты и изменяется структура и спектр специальностей, необходимого баланса между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников профессиональных школ пока не достигнуто.

Так, к примеру, по специальности «Бухгалтер», помимо многочисленных вузов, готовят эти же кадры средние профессиональные учебные заведения, которые имеют огромный опыт и все возможности для подготовки востребованных на сегодня специалистов технических специальностей.

Видимо, экономическая выгода от обучения по юридическим и экономическим специальностям вынуждает руководителей этих учебных заведений продолжать из года в год обучение невостребованных на рынке труда специалистов. В результате каждый третий выпускник по этим специальностям начинает свой трудовой путь с получения статуса «безработного» в центре занятости.

Выпуск вузами специалистов (предложение рабочей силы), не подкрепленный анализом необходимого количества специалистов для определенного баланса между спросом и предложением, вызывает определенные проблемы на региональном рынке труда. Система образования должна более гибко реагировать на изменения потребности рынка труда. Для эффективного функционирования кадровой политики региона необходимы подвижки в области профессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих. Они касаются как численности обучаемых, так и направлений их профессионального образования. С одной стороны, рост приема в учебные заведения смягчает ситуацию с занятостью молодежи, но, с другой стороны, когда выпуск специалистов начнет возрастать, проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений может обостриться, особенно если не будет продолжена работа по перестройке профессиональной структуры подготовки кадров.

Большинство молодых людей, получив диплом, не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности.

Сегодня они не просто должны устраиваться на работу, а на конкурсной основе предлагать свою рабочую силу, цена которой зависит от многих слагаемых рынка, но при отсутствии практического опыта даже самый способный выпускник проигрывает и остается невостребованным.

Ведь рынок труда, к примеру, по такой позиции, как «бухгалтеры», в г. Белгороде очень обширен. В городе наблюдается рост числа мелких предприятий, и каждое нуждается в бухгалтере, но, как правило, предпринимателям нужен уже готовый, практически «подкованный» специалист, который без посторонней помощи сможет вести столь ответственный участок, как бухгалтерская отчетность.

Для многих безработных выпускников присущи: неадекватная оценка собственных профессиональных интересов и возможностей, несформированность представлений о собственном профессиональном самоопределении, неготовность к самостоятельным действиям на рынке труда.

Ожидания и оценки молодых специалистов не соответствуют требованиям, которые предъявляются работодателями к своим потенциальным сотрудникам. К числу таких требований, помимо серьезных профессиональных знаний, относятся: инициативность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться в современных рыночных условиях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4