Разделы


Типы полномочий

Рассмотрим подробнее возможные

типы (варианты) полномочий

.

Директор фирмы передает задачи и полномочия начальнику отдела. Начальник отдела в свою очередь может передать часть выполнения задачи одному из своих сотрудников, наделив его соответствующими полномочиями. Когда выполняется та­кая строгая структура передачи прав и обязанностей от высшего звена к низшему, такие полномочия называют линейными.

Это создает иерархию

уровней управления.

Один из известных примеров строго линейной передачи полномочий – это ие­рархия военной организации, армии.

Но, разобравшись подробнее, тут же мы можем обнаружить и другой тип пол­номочий – штабные полномочия

, которые впервые были применены Алек­сандром Македонским, когда ему потребовалось отделить управление боевыми вой­сками от планирования боевых действий.

Штабные полномочия

– это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

Штабные полномочия могут быть очень ограниченными, фактически чисто кон­сультативными, или настолько широкими, что разница между ними и линейными полномочиями практически исчезает.

Можно выделить четыре основные разновид­ности штабных полномочий:

1) рекомендательные

– предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультацией к определенным специалистам, однако реше­ние оно все равно принимает самостоятельно. Таким образом, руководство просто получает рекомендации;

2) обязательного согласования

– линейные руководители должны согласовать

ситуацию со штабным аппаратом, прежде чем принимать решение и действовать самостоятельно;

3) параллельные полномочия

­– объем полномочий аппарата расши­ряется, что дает ему право отклонять решения зависимого от него линейного руководства. Цель парал­лельных полномочий – система контроля

за звеньями линейного руководства и предотвращение грубых ошибок с его стороны;

4) функциональные полномочия

– аппарат, обладающий функцио­нальными полномочиями, может как предлагать, так и запрещать

какие-то действия в области своей компетенции.

Для реализации штабных функций и полномочий в организациях формируется штабной (административный) аппарат

.

В течение многих лет использование штабного аппарата в современных орга­низациях было относительно ограниченным. Но с развитием технологий и внешней среды бизнеса организациям потребовалось большое число разных квалифициро­ванных кадров. На сегодняшний день существует множество типов

штабных (адми­нистративных) аппаратов

. Но выделяют три основных типа

(в зависимости от функций, которые он выполняет):

1) консультативный

– в его обязанности входит консультирование линейного руководства в соответствующих областях знаний. Например, в области права, специальных технологий, повышения квалификации и др.;

2) обслуживающий

– наиболее известный пример обслуживающего аппарата – отдел кадров.

А также: отдел маркетинговых исследований, финансовый отдел и др. Эти подразделения предоставляют руководителю информацию, необходимую для принятия решений;

3) личный

– аппарат, в обязанности которого входит непосредственное обеспечение деятельности руководства. К личному аппарату обычно относятся: секретарь, референт, помощник.