Разделы


Характеристика объекта производства, описание изде­лий

Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративно-прикладное искусство. Рус­ские мастера издавна умели работать с этими материалами, соз­давая из них высокохудожественные изделия. Обилие лесов в России, доступность материала сделали искусство его обработки очень раз­витым. В настоящее время производство резных художественных изделий существует в Подмосковье, Тверской, Нижегородской, Кировской, Вологодской, Архангельской областях, а также в Башкирии и Карелии.

Искусство резчиков по дереву всегда было и остается пред­метом внимания и восхищения как специалистов-художников, так и рядовых потребителей в нашей стране и за ее пределами.

Еще в давние времена из дерева возводили крепостные, дворцовые и культовые сооружения, строили жилище, выполняли множест­во бытовых предметов: мебель, орудия труда, транспортные средст­ва, детские игрушки, ковши, чашки, ложки и т.д.

Рассматривая сегодня образцы изделий, сохранившихся в музей­ных коллекциях или воспроизведенных в книгах и альбомах, мы поражаемся их художественному совершенству. С одной стороны, все они очень просты, не перегружены разными деталями и резным орна­ментом, с другой - все они стройно, гармонично, органически соче­тают форму и назначение самой вещи.

Например, прялки уже редко можно встретить даже в са­мом отдаленном уголке нашей страны. Между тем прялки до сих пор старательно собирают музеи, так как они являются подлин­ным произведением народного искусства резьбы по дереву. Они обычно украшались геометрической резьбой. Так как прялка иг­рала большую роль в жизни русской женщины-крестьянки, изготовляли их мастера с особой тщательностью. Если это была резная прялка, то резьбой покрывались верхняя вертикальная ее часть, лопасть и поддерживающая лопасть ножка, реже - нижняя часть прялки. На северных, вологодских и ярославских прялках очень часто встречается геометрическая резьба, в основе которой ле­жат всевозможные комбинации простейших, внешне несложных ге­ометрических форм: кружков, треугольников, уголков, полосок. Искусство здесь состоит в том, что умелым комбинированием этих простейших элементов создается сложный узор, и в том, что каждый отдельный элемент, каждый штрих выполнены с боль­шой точностью, аккуратностью. На северных резных прялках важ­ную часть рисунка составляет круг-розетка. Иногда внутри розетки вырезаны равномерно расположенные по кругу овальные за­остренные лепестки. Но чаще солнечная розетка бывает вся пок­рыта мелкими параллельными полосками - желобками, которые из­гибаются и чуть расширяются к краю круга, как будто бегут один за другим. Таких солнечных розеток, покрытых желобками, на лопасти прялки иногда бывает несколько.

На предприятии ООО “СУВЕНИР” предполагается производить прялки в небольшом количестве.

На предприятии также предполагается изготовлять скульп­турные изделия. Это ложки с фигурными резными ручками, чашки, ковши, игрушки, скульптурные композиции, шкатулки, доски раз­делочные, кружки, украшения.

При изготовлении скульптурных изделий применяют объем­ную скульптурную резьбу. Народные мастера издавна вырезали ложки, чашки и ковши с фигурными резными ручками. По краю чашек проходили резные пояски. Округлые, плавных очертаний ковши украшались резными объемными головками коней или птиц. Ковш для воды завершался головкой и хвостиком водоплавающей птицы и назывался ковш-утица.

Перейти на страницу: 1 2