Разделы


Понятие и классификация решений

Процесс принятия решения для каждого человека индивидуален, очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатываются с опытом. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного или нескольких возможных вариантов действий. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение- это выбор альтернативы. Каждому из нас приходится десятки раз что-то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

Понятие решений, также как и обмен информацией - составляющая часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапов процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений [11,c.174].

В управлении принятие решений - более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные со многими людьми и с большей материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать не продуманных решений.

Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения- решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренние не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Очень редко решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные или незапрограммированные в чистом виде. Даже самое структурированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощью определенных правил.

Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризует основные признаки [11,c.175]:

• Возможность выбора из множества альтернатив вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

• Наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

• Необходимость волевого акта лиц, принимающих решение при выборе решения, так как лица, принимающие решения формируют решение через борьбу мотивов и мнений. Соответственно под управленческим решением понимается:

1. Поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;

2. Конечный результат постановки и выработки управленческих решений [9,c.211].

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств ее достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

1. Всестороннюю обоснованность решения;

2. Своевременность;

3. Необходимую полноту содержания;

4. Полномочность;

5. Согласованность с принятыми ранее решениями [9,c.212].

Всесторонняя обоснованность решения означает прежде всего необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно- технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социальноэкономической информации, то есть формирование передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4