Разделы


Основные принципы концентрации

Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.

Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли. Для того чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обусловливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства. Вместе с тем конкуренция и кредит порождают тенденцию к добровольному или принудительному объединению уже функционирующих капиталов. Таким образом, материальной основой концентрации производства служат концентрация и централизация капитала.

Концентрация капитала - это увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибавочной стоимости.

Накопление прибавочной стоимости увеличивает производительно используемый капитал как на отдельных предприятиях, так и в масштабе макроэкономики в целом. Концентрация капитала характеризуется следующими показателями: числом работающих на предприятии, производственной мощностью предприятия, количеством перерабатываемого сырья, объемом товарооборота, размером прибыли.

Развитие машинного производства, применение достижений науки и техники стали возможными лишь в условиях концентрации капитала и крупного производства. Мелкое товарное производство не может привести к высокой степени концентрации, хотя и подготавливает для этого необходимые условия. Особенно крупный толчок концентрации капитала дало развитие производства, которые требуют огромных единовременных инвестиций, например, строительство железных дорог.

Горизонтальная концентрация производства - это укрупнение предприятий и фирм в пределах определенной отрасли макроэкономики. Она представляла основную форму концентрации производства в эпоху свободной конкуренции, а также в первые десятилетия XX в.

Вертикальная концентрация производства - это процесс сосредоточения производства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики. Она получила широкое развитие в условиях научно-технической революции и не замыкается рамками комбинирования в рамках отрасли.

Современные монополии включают не только предприятия, поставляющие предметы труда, но и удовлетворяющие их потребности в оборудовании. Такую концентрацию сопряженных производств следует отнести к диверсификации производства.

Диверсификация (разнообразие) - это расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с увеличением выпуска основной продукции, а также с организацией новых видов производства, проникновением в другие отрасли и сферы макроэкономики.

В результате диверсификации предприятия превращаются в многосторонние сложные комплексы, включающие различные фирмы и комбинаты, которые весьма отдаленно связаны с первоначальным видом деятельности. Диверсификация производства связана с диверсификацией инвестиций, расширением номенклатуры внутренней и внешней торговли.

Диверсификация облегчается акционерной формой предприятий. Крупные предприятия помещают свои капиталы в другие производства и отрасли экономики путем скупки акций компаний, производящих иные товары. Диверсификация вызывает слияние капиталов и образование фирм - конгломератов.

Конгломераты - это одна из форм объединений, возникшая в 60-х годах XX в. преимущественно в США. Конгломерационные слияния бывают двух типов: функциональные (объединяют фирмы, взаимосвязанные в процессе производства) и инвестиционные (объединяют фирмы без всякой производственной общности). К возникновению собственно конгломератов ведут слияния второго типа. Конгломераты отличаются рядом особенностей:

Перейти на страницу: 1 2 3