Разделы


Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости населения г. Челябинска

Если говорить о социально-экономической политике в целом, то главное заключается в приоритете «человеческого измерения» в осуществлении управления социальными процессами. «Человеческое измерение» - это безусловное отражение требования Конституции о направленности государственной политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, любые решения и программы на региональном уровне должны быть направлены на повышение индекса человеческого развития, включающего такие аспекты, как состояние здоровья, уровень и качество жизни, уровень образования, социальной защищенности и безопасности, занятости. Другой принципиальный момент связан со стратегией регионального развития. В его основу должна быть заложена модель устойчивого развития, а не выживания. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что социальная политика Челябинской области в полной мере отражает эти принципы.

В настоящее время сложилась ситуация, когда предприятия и организации г. Челябинска практически не инвестируют средства в профессиональное развитие своих работников, также как и вновь создаваемые предприятия, привлекая подготовленную рабочую силу, никак не компенсируют затраты на их подготовку. Возможно, имеет смысл поставить вопрос о формировании областной программы развития человеческих ресурсов.

Создание и сохранение рабочих мест, в том числе и в сфере общественных работ должно стать одним из важнейших направлений социально-экономической политики. Эта задача должна решаться на нескольких уровнях: реализация проектов полного перепрофилирования предприятий, модернизация уже существующих производств или их расширение, а также реализация локальных проектов, предполагающих создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

В целях расширения практики общественных работ и повышения их эффективности Департаменту ФГСЗН необходимо подготовить проект постановления губернатора «Об организации общественных работ в Челябинской области». Принятие этого постановления позволит увеличить число занятых в различных отраслях народного хозяйства. Расширение спектра видов и форм общественных работ, повышение ответственности местных органов власти за их организацию позволит сформировать достаточно самостоятельный и объемный сегмент рынка труда.

Полагаем также, что необходимо совершенствовать механизмы формирования и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПРИ). В профессиональной части ИПРИ (или в каком-то другом сопутствующем документе) необходимо давать описание профессионального статуса инвалида, включающего следующую информацию:

- профессиональная группа, к которой относится инвалид;

- уровень профессиональной состоятельности (степень владения профессиональными знаниями, навыками);

- профессиональное образование, квалификация;

- профессионально значимые психофизиологические функции, которые может выполнять инвалид;

- описание индивидуальной модели рабочего места инвалида (необходимость специальных условий, режима и т. п.).

И очень важно, чтобы намерения человека и рекомендации ИПРИ были согласованы, чтобы ИПРИ была действительно личным проектом инвалида, чтобы при этом была актуализирована мотивация достижения конечной цели проекта. Для этого задачи профессиональной ориентации инвалида в полном объеме должны быть решены до формирования ИПРИ. А сама ИПРИ должна формироваться или корректироваться на основании полученных результатов профориентации.

Сегодня, к сожалению, не решается очень важный вопрос экспертной оценки рабочих мест для инвалидов. Стандартизированная информация об условиях работы, нагрузках на психофизиологические системы человека, согласованная к тому же с рекомендациями ИПРИ, необходима при решении вопросов трудоустройства. Для этого нужно разобраться, кто должен этим заниматься, и обеспечить финансовый ресурс для реализации этой задачи. Для начала - хотя бы по нескольким наиболее актуальным профессиям.

Говоря о проблеме трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, в качестве направлений решения этой проблемы необходимо выделить формирование государственного заказа на подготовку специалистов, совершенствование механизма профориентационного обеспечения перераспределения молодежи по профилям, уровням и формам обучения, развитие целевой подготовки, обеспечение социального партнерства между системой образования и службой занятости.

Перейти на страницу: 1 2 3