Разделы


Основные функции управления

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис. 1).

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от: типа организации, ее размеров, сферы деятельности, уровня управленческой иерархии, функции внутри организации и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; 3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; 4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

При выполнении этих функций управления менеджеру бизнес-организации необходимо будет ответить на следующие вопросы (табл. 1).

Таблица 1. Основные направления функций управления

Функции управления

Решаемые вопросы

Планирование

Какова задача или природа бизнеса данной организации?

Какими должны быть цели данной бизнес-организации?

Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они от-ражаются и могут отразиться в будущем на организации?

Какую стратегию и тактику следовало бы выбрать?

Организация

Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?

Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в частности руководителям?

Следует ли изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация

В чем нуждаются подчиненные?

В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации?

Если удовлетворение работой и производительность выросли, то почему это произошло?

Что можно сделать, для их увеличения?

Контроль

Как следует изменить результаты работы?

Как часто следует давать оценку результатов?

Насколько бизнес-организация преуспела в достижении целей?

Если продвижение к поставленным целям недостаточно, то почему это случилось и какие коррективы следовало бы внести?