Разделы


Основные характеристики и критерии эффективности деятельности команд

Одним из принципов командной работы выступает распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций.

Для эффективной организации работы команды необходимы:

1) четкое распределение ролей и обязанностей;

2) осознание всеми членами команды целей и текущих задач проекта; Оборудование для СТО - aet-auto.ru. Заказать подъемники для машин в Москве.

3) учет и личностных, и профессиональных качеств специалистов при объединении их в команду;

4) внимание менеджеров и к достижению целей проекта, и к установлению дружеской рабочей атмосферы.

Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде.

Формирование команды влияет на эффективность всей последующей ее деятельности: руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно - в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация между всеми членами команды [8, c113].

Важнейшим направлением оптимизации кадрового состава предприятия является командообразование Команда в организации (по С.Танненбауму) - это небольшое количество работников (чаще всего 5-7, реже 15-20), которые:

разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности;

имеют взаимодополняющие навыки;

принимают на себя ответственность за конечные результаты;

способны изменять функционально-ролевую соотнесенность;

имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и своих партнеров к данной общности (группе).

Само обращение к проблеме командообразования - это вынужденное признание того факта, что во многих организациях реальную работу выполняют не так называемые «коллективы», а лишь небольшая группа высококвалифицированных, и главное - ориентированных на творческую работу людей [10, c.104].

Для лучшего понимания команды, в отличие от других форм организации рабочих групп, выделяются основные формы внутрикомандного культурного контекста (субкультуры):

«Комбинат» - беспрекословное подчинение членов команды сильному лидеру, жесткая иерархичная структура группы;

«Клика» - члены группы искренне доверяют своему лидеру, жесткая, иерархичная структура не выражена;

«Кружок» - группа с высокой степенью формализации и стандартизации (главный источник влияния - статус; для лидера важно четко распределить функции и ответственность рядовых членов);

«Команда» - характерно открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации, отношения между членами - на принципах взаимозависимости, лидерство основывается на содействии групповым контактам и сотрудничеству [16, c.139].

Можно условно обозначить следующие основные этапы командообразования:

адаптация - этап взаимного информирования и анализа задач, межличностные отношения пока достаточно осторожные;

группирование - создание подгрупп по интересам и симпатиям, этап формирования группового самосознания: нередко группа сплачивается на основе противодействия требованиям задачи; на этом этапе очень опасна роль отрицательного лидера, что может превратить группу в «клику»;

кооперация - осознание желания работать над решением задачи;

нормирование деятельности - разрабатываются и принимаются принципы группового взаимодействия;

функционирование: образуется ролевая структура команды; признается разнообразие стилей поведения и подходов к решению задачи; группа открыта для дискуссии; характеризуется высокой степенью психологического единства.

Можно также обозначить следующие условия эффективности деятельности команды:

неформальная и расслабленная атмосфера (никто никого не боится);

задача хорошо понята и принимается членами группы;

члены группы прислушиваются друг к другу;

обсуждаются задачи: в обсуждении участвуют все члены;

члены группы выражают как свои идеи, так и свои чувства;

конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;

группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.

Таким образом, сделаем следующие выводы:

1. Эффективный процесс построения команды основан на понимании целей, для которых нужна команда, регулярной оценке профессионализма персонала, а также укреплении навыков разрешения и предупреждения конфликтов.

2. Сильная управленческая команда - залог эффективной деятельности любой структуры. Поэтому вопросам формирования управленческой команды уделяется большое внимание. В силу того, что каждая команда специфична из-за особенностей стоящих перед нею задач и условий организации, не может существовать единой схемы ее формирования.

Создание команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должны быть учтены следующие требования:

каждый участник команды обязан во всей полноте осознать цель, поставленную перед коллективом;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5