Разделы


Коммуникативная культура менеджера туризма

5. Управленческие факторы. Действие данной группы факторов связано прежде всего с типом руководителя, стилем руководства. При этом различают две группы руководителей: ориентированных на требования вышестоящих уровней организации и ориентированных на управляемую группу (подчиненных). Второй тип характеризуется большей точностью перцепции и более сильным ее влиянием на эффективность деятельности. В целом выделяют следующие ocновные особенности восприятия руководителем подчиненных:

) перенесение общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик - как деловых, так и личностных («эффект генерализации»);

) завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя;

) завышение оценок тех подчиненных, которые высказывают сходные с руководителем мнения;

) занижение оценок тех подчиненных, которые не поддерживают руководителя и высказывают противоречащие его мнению суждения;

) блокирование руководителем информации, поступающей ему от лиц, получивших со стороны руководителя негативную оценку.

Для высокого уровня коммуникативной культуры организации характерен такой показатель, как адекватность восприятия самого руководителя возглавляемой им группой. Он особенно важен для эффективного руководства, поскольку именно от того, насколько «принят» руководитель группой (организацией), решающим образом зависит и эффективность совместной деятельности.

В зарубежных исследованиях разработан своеобразный норматив того, как должен восприниматься руководитель своими подчиненными, чтобы его деятельность была эффективной: во-первых, как «один из нас»; во-вторых, как «подобный большинству из нас»; в-третьих, как «лучший из нас»; в-четвертых, он должен «соответствовать экспектациям», т.е. оправдывать ожидания членов группы.

Коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, обеспечивающей свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения непосредственно влияет на направление и поток коммуникаций. Из-за высокой степени вероятности появления «шумов» при передаче послания руководитель может установить правила, в соответствии с которыми послания должны передаваться в определенном направлении и в определенной последовательности. Как показывает опыт, наиболее успешно функционируют те организации, где руководители стремятся, чтобы все сотрудники участвовали в работе, чтобы никто из них единолично не контролировал коммуникации, чтобы поощрялось участие всех сотрудников в потоке коммуникаций.

Стиль управления оказывает значительное влияние на характеристики системы организационного общения. Для демократического стиля руководства свойственна неформальная, многоканальная система коммуникации, при которой поощряются обмены сообщениями по всем направлениям (вверх, вниз, горизонтально). Такая система достаточно эффективна, обеспечивает адекватность и точность информации, а также удовлетворенности работников своим трудом. Авторитарность руководителя неизбежно отражается и на общении в организации: формируется четко определенная цепь команд, поощряется преимущественно нисходящее общение. Это, в свою очередь, делает обмен информацией ограниченным и неточным, давая почву для слухов и домыслов. При этом основной проблемой для руководства оказывается недостаток адекватной обратной связи.

6. Социоэкологические факторы, иначе говоря, факторы социальной среды, которые также оказывают заметное влияние на коммуникативную культуру организации. Под эмоциональной средой мы понимаем ожидаемые/реальные отношения персонала, руководителей; характер эмоциональных взаимоотношений, оказывающий воздействие на эффективность коммуникации, уровень коммуникативной культуры организации. Эмоциональная среда играет большую роль при создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе организации. Мы в нее включаем такие факторы, как: психологический комфорт, эмоциональные состояния участников общения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7