Разделы


Теория обучения по идее Ч. Хэнди

Ну и последняя стадия - рефлексия. Те, кто на ней находятся, вновь и вновь вспоминают прошлое, ищут лучшее объяснения того, что было правильно и неправильно. Они наши эксперты. Они обучаются, потому что колесо совершило у них почти полный оборот, но в точке рефлексии остановилось. Экспертам достаточно одного урока; на этом их размышления заканчиваются, они не ощущают потребности в дальнейших объяснениях. Ведь у занятых людей часто нет времени, чтобы проявлять любопытство. Они сформировали свое мнение давно и не видят причин изменять его. «Постоянные» - называем мы таких людей, когда согласны с ними, «фанатики» - когда не разделяем отстаиваемое ими мнение.

Чаще всего большинству из нас не удается пройти через все четыре стадии. Я говорю это, чтобы подчеркнуть трудности действительного обучения и объяснить, почему идущие параллельно с обучением продуманные изменения встречаются так редко. Обучение из опыта и жизни обычно имеет место в случаях, когда мы должны измениться. Не следует путать его с тривиальными определениями процесса обучения.

• Обучение - не только получение ответов. Ни механическое их запоминание, ни обусловленные ответные реакции не помогут вам измениться или вырасти; ни «не под силу» сдвинуть колесо.

• Обучение - не то же самое, что учеба, не то же самое, что тренировка. Это больше, чем и первое, и второе. Обучение - жизненная привычка, способ мышления, способ роста.

• Результаты обучения выясняются отнюдь не на экзаменах, оно требует энергии, раздумий, мужества и поддержки. Легко все бросить, расслабиться и отдохнуть от пережитого. Но тогда ваш рост останавливается.

• Обучение - не только для интеллектуалов, блистающих, как правило, на стадии обдумывания. Самые нелюбознательные, не приемлющие риска люди все равно, пусть понемножку, но год за годом обогащают жизненный опыт чем-то новым.

• Обучение не дает уже известных нам ответов, но решает возникающие задачи, приближая нас к цели, ставя вопросы, размышляя и проверяя до тех пор, пока решение не станет новой частью нашей жизни.

Еще раз подчеркну, что запустить, а затем поддерживать движение колеса обучения очень трудно. Большинство из нас терпят фиаско. Мы останавливаемся на той или иной стадии его движения, и только кризис или катастрофа заставляют нас двигаться дальше. К счастью, существует «смазка», облегчающая движение колеса, - «необходимые условия комфортабельных изменений». Есть три вида «смазки», и каждый из них нуждается в интерпретации. Вытрите смазку - и изменения и обучение останавливаются.

. Приемлемый эгоизм

Приемлемым является ответственный эгоизм. Мне часто кажется, что христианское предписание о необходимости возлюбить ближнего своего как самого себя не так уж много дает нашим близким, ведь и себя-то любить мы очень часто не умеем.

Неприятие самого себя или недостаточно «позитивное отношение к самому себе» не позволяет начать обучение. Я не защищаю нарциссов. На основании доказательств я утверждаю, что лучше и продолжительнее обучаются, относительно комфортно осуществляют изменения те,

(а) кто несет ответственность за самих себя и свое будущее;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8