Разделы


Теория обучения по идее Ч. Хэнди

Сомнения в себя разрушительны. Робкие, неуверенные в своих силах люди могут поставить вопрос, но далеко не всегда проявляют настойчивость в поиске ответа, бездействуют. «А ведь есть другие, более нужные, более достойные», - говорят они себе, всегда высматривая конец очереди (даже если там беспорядочная куча). Джон нуждается в моей помощи. Компания без меня не обойдется. Да, мне необходимо это, но я могу подождать. Бескорыстие иногда похвально, но вот обучение откладывается. И тогда поддержку нам оказывают другие люди либо мы перекладываем на них вину за недостаток у нас ответственности за самих себя.

Сомневающиеся в себе часто боятся успеха. Успех давит на них, подталкивая к дальнейшим действиям. А неудачу пережить гораздо легче, особенно если она заранее планировалась. Дэвид, как отмечают учителя, хотя и способный мальчик, но за несколько месяцев до экзаменов совершенно перестал работать. Педагоги пытались уговорить Дэвида вернуться к занятиям, вдохновляя описанием того, что он в итоге сможет достичь. Учителя запугивали его тем, чего он не сможет получить. Бесполезно. Дэвид, как все и опасались, сдал экзамены плохо. Но у него было оправдание - он не работал. Его неудача определялась не способностями юноши, а его установкой. Его самовосприятие как умного парня не пострадало. В терминах «атрибутивной теории» Дэвид хитро увернулся от возможной неудачи, защитил свое болезненное самолюбие. Юноша не начнет работать до тех пор, пока у него не появится уверенность в том, он преуспеет или сможет преодолеть неудачу.

Кража целей

Приемлемый, ответственный эгоизм инициирует появление целей. Цель дает нам силы сдвинуть колесо. Обесценьте ее, отодвиньте или, хуже всего, откажитесь от нее, и вы потеряете стимул к обучению и изменениям. Приемлемый эгоизм, однако, признает, что личные цели должны быть согласованы с целями группы, организации или общества в целом, а также соответствовать нашим собственным потребностям и талантам. Это неприемлемый эгоизм ставит цели без оглядки на других людей.

Как заманчиво навязывать свои собственные цели другим людям, особенно детям и подчиненным. Как часто общество стремится навязать свои приоритеты каждому своему члену. Но если наши цели или цели общества противоречат задачам других людей, стратегия является изначально проигрышной. Возможно, мы несколько продвинемся в решении своих задач, но они не будут обучаться. Они могут идти на уступки, но не будут изменяться. Мы протолкнули свои цели и украли их. Это пагубный вид кражи, который убивает желание учиться. Апатия и утрата иллюзий многими сотрудниками организаций, безразличие и вялость не имеющих работу людей нередко связаны с игнорированием их личных целей. Оставшись без цели, они идут на уступки, плывут по течению или бунтуют.

В благоразумном мире цели обсуждаются. Концепция «пончика» (см. гл. 5) предполагает, что организация вправе жестко контролировать «начинку» и периметр каждой роли, но оставляет свободу действий в середине. Поставленные цели согласуются с этой свободой. И в жизни так бывает достаточно часто - по крайней мере может быть так. Ответственный эгоизм знает, что существуют основные обязанности и необходимые ограничения, но должно оставаться место и для самовыражения. «Стисните» это пространство, как часто делают бездумные бюрократы, и вы «задавите» мотивацию к обучению.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9