Разделы


Теория обучения по идее Ч. Хэнди

В прошлом году из-за засухи в Англии было очень мало картофеля. Мы с приятелем обошли несколько магазинов, но так и не смогли купить ни килограмма картошки. Нескольким днями позже мой друг поинтересовался, как же я вышел из положения.

«Купил кило риса», - ответил я.

«А я позвонил в Индию. Хотел закупить там тысячу тонн картофеля и перевезти его в Англию. Мне обошлось бы это в 130 долларов за тонну, а здесь его у меня «с руками оторвут» за 250».

«Но Перси, - начал я, прикинув кое-что, - это…»

«Не беспокойся, - перебил меня друг, - контракт сорвался. Индийцы отказались дать разрешение на экспорт».

Я приобрел килограмм риса, а реконструкция проблемы моим товарищем могла бы принести ему $120 тыс. Не хватило немножко удачи.

Лучшие представители мира бизнеса постоянно заняты реконструкцией, переосмыслением того, что же они на данный момент имеют в своем бизнес-портфеле, переопределяя виды деятельности и рынки, каждый раз проверяя, чтобы увериться, что они вкладывают деньги в растущий бизнес. И все мы должны периодически пересматривать «портфель» своих талантов. То, что может быть невыгодным в одной ситуации, играет на руку в другой. Когда Мери поняла, что естественно разговаривает с людьми только тогда, когда не смотрит на них, она решила стать специалистом по телемаркетингу.

Некоторые люди - реконструкторы от природы, но большинство из нас не могут справиться с этой задачей в одиночку. Друзья помогут человеку поместить проблему или ситуацию в другие рамки, в иную структуру. Ведь они смотрят на вашу проблему со стороны и могут привнести новые идеи. В то же время групповое мышление опасно, так как члены некоей группы начинают думать одинаково, предлагают одни и те же идеи. Перестроиться в предлагаемых обстоятельствах очень сложно.

Я очень верю в «ирландское образование», после того как услышал знаменитые слова одного ирландца: «Как я узнаю, что думаю, пока не услышу, что сказал?» «Истина, - говорил Дэвид Юм, известный шотландский философ, - вырастает из дружеских споров». Даже если нам не удалось убедить друзей, мы получаем возможность попытаться взглянуть на вещи с иной точки, под другим углом.

Помогают метафоры и аналогии. Креативному подходу способствует и идея Д. Шона о «перемещении концепций». Для описания проблемы или дилеммы в процессе реконструкции она помогает отыскать метафоры и понятия из других областей. Известны разные виды ментальных тренировок, но наиболее полезными мне кажутся советы, приведенные в книгах Эдварда де Боно.

Все мы пленники нашего прошлого. Тяжело думать о привычных вещах не так, как мы обычно размышляли о них. Но на давно протоптанных тропинках трудно найти решения проблем, трудно настолько же, насколько изменить их. Ясно одно, сталкиваясь с неопределенностью, мы вряд ли сможем воспользоваться готовыми решениями. Встретившись с чем-то уже существующим, мы должны научиться всегда спрашивать самих себя: «Почему?»

А для того чтобы реконструировать нечто - «почему бы и нет?». Возможно, такая игра окажется весьма полезной для вас.

Например, почему, когда женщины выходят замуж, они берут фамилии супругов? Почему они не оставляют свои собственные или не придумывают новую, общую для мужа и жены? Почему на свадьбе дают клятву в вечной верности, но затем ее то и дело нарушают? Почему бы не давать торжественное обещание на более короткий срок, а затем обновлять его? Почему не размещать вход в дом сбоку? Ну и так далее…

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9